Былкова Татьяна Юрьевна инструктор по физической культуре
Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольникам?Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств. Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение - это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни. К семи годам должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное – его здоровье. Что такое детская йога? Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум. Детская йога – это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей. Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой. Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений. Ха – это солнце – символ жизненных сил, энергии, бодрости. Тха – луна – символ покоя. Соединение этих слов – символов говорит о том, что эта система основана на союзе противоположности, который создает равновесие, гармонию. Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний. Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку. Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение). Большинство упражнений лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы. Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о своем теле. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми, а, кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие. Пранаямы - дыхательные упражнения. Как строить занятия с детьми? Для дошкольников занятия желательно строить на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которая наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Продолжительность занятия от 15-30 минут. Все упражнения нужно делать правильно и осторожно, без напряжения. Краткая характеристика структуры программы. Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (с сентября по май месяц). Курс хатха-йоги рассчитан на девять месяцев и включает 9 сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятия проводятся групповым способом (10-15 детей), один раз в две недели по 25 – 30 минут. Участники занятий: Дошкольники 5-7 лет, без ограничений по группе здоровья, имеющие низкий уровень развития физических качеств; отклонения в эмоционально-волевой сфере; трудно адаптируемые. Программа носит развивающий характер Цель программы: Сформировать у детей представления о йоге. Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику Хатха-Йога. Задачи программы: 1. Совершенствование психических процессов. 2. Познание своего характера, укрепление воли. 3. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами. 4. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться. 5. Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим. 6. Формирование осанки. 7. Развитие потребности в здоровом образе жизни. 8. Создание эмоционального благополучия. Девиз занятий: приступать к занятию с хорошим настроением и верой в успех, где все зависит только от желания, настойчивости и добрых намерений. Ожидаемые результаты реализации программы: · Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-7 лет, имевших низкий уровень их развития. · Стабилизация эмоционального фона у детей. · Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей. · Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях программы детского сада. Требования к условиям проведения занятий.
1. Место Для занятий нужно выбрать ровную, твёрдую поверхность, лучше на полу, застеленном ковриком. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже + 17. 2. Одежда Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком. 3. Время Гимнастикой хатха-йога можно заниматься утром перед завтраком, вечером или днём перед едой. Занятия увеличивать постепенно по времени от 15 до 45 минут. 4.Нельзя приступать к занятию с высокой температурой и в послеоперационный период. Структура занятия (см. приложение 1) I. Вводная часть (5-7 минут). 1. Встреча: “Улыбнитесь!”, “Настройтесь на занятие!” 2. Разминка: · Суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются в положении сидя, в дальнейшем выполняют стоя или во время ходьбы по кругу. · Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра. II. Основная часть (15-20 минут). 1. Дети переходят к выполнению комплекса поз – 6-10 основных поз (далее асан), обучаются новым упражнениям, закрепляют известные. 2. Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц, в том числе: · для мышц живота; · для мышц спины путем наклона вперед; · для укрепления мышц ног; · для развития стоп; · для развития плечевого пояса; · на равновесие. 3. Дыхательные упражнения. 4. Гимнастика для глаз. 5. Релаксационная гимнастика (спокойная музыка, сказки, рассказы). 6. Беседы из цикла: «Тренируем тело, укрепляем дух» III. Заключительная часть (3-5 минут). 1. Постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания. 2. Подведение итогов (отмечаются маленькие победы детей). Методические рекомендации по организации работы с детьми. 1. Группы детей для занятий гимнастикой Хатха-йога комплектуются по рекомендации врача-педиатра, медицинской сестры детского сада. Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”. 2. На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели. 3. При проведении упражнений ведется контроль за физической нагрузкой на детей. 4. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки. 5. Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны. 6. Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе. 7. После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад. Особенности выполнения статических поз: 1. Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинают выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе. 2. Мысленная настройка на выполнение позы. Дети смотрят на представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в этом положении. 3. Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно. 4. Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 6-7 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд. 5. Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения. 6. Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды. 10 марта 2017 в 05:27
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.